Современные знания
о доисторической медицине основаны прежде всего на изучении ископаемых
остатков доисторического человека и его орудий; некоторые сведения
дает также практика ряда сохранившихся примитивных народов. Ископаемые
остатки несут следы таких поражений скелета, как деформации костей,
переломы, остеомиелит, остит, туберкулез, артрит, остеома и рахит.
Никаких сведений относительно других заболеваний нет, но скорее
всего почти все современные заболевания существовали и в доисторические
времена.
Примитивная медицина
основывалась на предположении о сверхъестественной причине болезни,
а именно злонамеренного воздействия злых духов или колдунов. Поэтому
лечение состояло из магических заклинаний, заговоров, песнопений
и разнообразных сложных ритуалов. Злых духов нужно было отпугнуть
шумом, обмануть масками или сменой имени больного. В основном
использовалась симпатическая магия (основанная на вере в то, что
на человека может сверхъестественным образом влиять его имя или
представляющий его предмет, например изображение). Магическая
медицина до сих пор практикуется на островах Полинезии, в некоторых
регионах центральной Африки и в Австралии.
Магическая медицина
породила знахарство – по-видимому, первую человеческую профессию.
Сохранившиеся на стенах пещеры в Пиренеях кроманьонские рисунки,
возраст которых превышает 20 тыс. лет, изображают целителя-колдуна
в шкуре и с рогами оленя на голове.
Люди, занимавшиеся
лечением, образовывали особую социальную группу, окружавшую себя
мистической тайной; некоторые из них были проницательными наблюдателями.
Многие суеверия содержат зерно эмпирической истины. Инки, например,
знали терапевтические свойства мате (парагвайского чая) и гуараны,
стимулирующий эффект какао, действие растительных наркотических
веществ.
Индейцы
Северной Америки, хотя и использовали колдовство
и заклинания, в то же время обладали довольно эффективными лечебными
методами. При лихорадке применяли жидкую диету, очищающие, мочегонные,
потогонные средства и кровопускание. Рвотное, слабительное, ветрогонное,
клизмы употреблялись при расстройствах желудка; лобелия, лен и
банки – при респираторных заболеваниях. Из 144 лекарственных веществ,
применявшихся индейцами, многие до сих пор используются в фармакологии.
Индейцы были особенно искусны в хирургии. Они вправляли вывихи,
применяли шинные повязки при переломах, поддерживали чистоту ран,
накладывали швы, использовали прижигание, припарки. Ацтеки тоже
применяли шины и хирургические инструменты, искусно изготовленные
из камня.
Первобытный человек, использовавший в качестве хирургических
инструментов заостренные камни, проявлял удивительное хирургическое
мастерство. Имеются доказательства того, что в глубокой древности
уже проводились ампутации. Обычными были такие ритуальные операции,
как инфибуляция (наложение скоб), кастрация и обрезание. Но что
самое удивительное, в доисторической хирургии была широко распространена
трепанация черепа.
Техника трепанации, частой в эпоху неолита, вероятно, восходит
к позднему палеолиту. В кости черепа вырезали от одного до пяти
круглых отверстий. Нарастание кости по краям отверстий доказывает,
что пациенты довольно часто выживали после этой опасной и сложной
операции. Черепа со следами трепанации были найдены во всем мире,
за исключением Австралии, Малайского полуострова, Японии, Китая
и территории к югу от Сахары. Трепанация до сих пор практикуется
некоторыми примитивными народами в таких удаленных друг от друга
географических точках, как острова Тихого океана, Кавказ, Алжир.
Цель ее не совсем ясна; возможно, таким путем выпускали злых духов.
На островах Тихого океана с ее помощью лечили эпилепсию, головные
боли и умопомешательство. На о-ве Новая Британия она использовалась
как средство, обеспечивающее долголетие.
У примитивных народов считалось, что душевные болезни возникают
из-за одержимости духами, не обязательно злыми; страдающие истерией
или эпилепсией часто становились жрецами или шаманами.
Взято с сайта "Энциклопедия кругосвет"
|