Средневековый мир находился
на грани вечного голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу...
Отсюда брала начало череда эпидемий, вызываемых потреблением непригодных
в пищу продуктов. В первую очередь это наиболее впечатляющая эпидемия
«горячки» (mal des ardents), которую вызывала спорынья (возможно,
также и другие злаки); эта болезнь появилась в Европе в конце Х
в.
Как рассказывает хронист Сигеберт Жамблузский, 1090 г. «был годом
эпидемии, особенно в Западной Лотарингии. Многие гнили заживо под
действием «священного огня»,
который пожирал их нутро, а сожженные члены становились черными, как
уголь. Люди умирали жалкой смертью, а те, кого она пощадила, были
обречены на еще более жалкую жизнь с ампутированными руками и ногами,
от которых исходило зловоние».
Под 1109 г. многие хронисты отмечают, что «огненная чума», «pestilentia
ignearia», «вновь пожирает людскую плоть». В 1235 г., согласно Винценту
из Бове, «великий голод царил во Франции, особенно в Аквитании, так
что люди, словно животные, ели полевую траву. В Пуату цена сетье зерна
поднялась до ста су. И была сильная эпидемия: «священный огонь» пожирал
бедняков в таком большом числе, что церковь Сен-Мэксен была полна
больными».
Горячечная болезнь лежала
в основе появления особого культа,
который привел к основанию нового монашеского ордена. Движение отшельничества
XI в. ввело, как мы видели, почитание св. Антония. Отшельники Дофине
заявили в 1070 г., что они якобы получили из Константинополя мощи
святого анахорета. В Дофине тогда свирепствовала «горячка». Возникло
убеждение, что мощи св. Антония могут ее излечить, и «священный огонь»
был назван «антоновым».
Аббатство, в котором хранились мощи, стало называться Сент-Антуан-ан-Вьеннуа
и расплодило свои филиалы вплоть до Венгрии и Святой земли. Антониты
(или антонины) принимали в своих аббатствах-госпиталях больных, и
их большой госпиталь в Сент-Антуан-ан-Вьеннуа получил название госпиталя
«увечных». Их парижский монастырь дал имя знаменитому Сент-Антуанскому
предместью.
Реформатором (если не основателем) этого ордена был знаменитый проповедник
Фульк из Нейи, который начал с того, что метал громы и молнии против
ростовщиков, скупающих продовольствие в голодное время, а кончил проповедью
крестового похода.
Примечательно, что фанатичными участниками Первого крестового похода
1096 г. были бедные крестьяне из районов, наиболее сильно пострадавших
в 1094 г. от эпидемии «священного огня» и других бедствий, - Германии,
рейнских областей и восточной Франции.
Появление на Западе спорыньи,
частый голод и горячка, вызывающие конвульсии и галлюцинации, деятельность
антонитов, рвение участников народного крестового похода - здесь целый
комплекс, где средневековый мир предстает в тесном переплетении своих
физических, экономических и социальных бед с самыми неистовыми и одновременно
одухотворенными реакциями. Изучая характер питания и роль чуда в средневековой
медицине и духовной жизни, мы каждый раз вновь обнаруживаем эти сплетения
невзгод, необузданности и высоких порывов,из которых складывалось
своеобразие средневекового христианства в глубине его народных слоев.
Ибо средневековый мир, даже оставляя в стороне периоды чрезвычайных
бедствий, был обречен в целом на множество болезней, которые объединяли
физические несчастья с экономическими трудностями, а также с расстройствами
психики и поведения.
Плохое питание и жалкое состояние медицины, которая не находила себе
места между рецептами знахарки и теориями ученых педантов, порождали
страшные физические страдания и высокую смертность. Средняя продолжительность
жизни была низка, даже если попытаться определить ее, не принимая
в расчет ужасающую детскую смертность и частые выкидыши у женщин,
которые плохо питались и были вынуждены тяжело работать.
В современных индустриальных обществах средняя
продолжительность жизни составляет около 70—75 лет,тогда
как в средние века она никоим образом не должна была превышать 30
лет. Гильом де Сен-Патю, перечисляя свидетелей на процессе канонизации
Людовика Святого, называет сорокалетнего мужчину «мужем зрелого возраста»,
а пятидесятилетнего - «человеком преклонных лет».
Физические
дефекты
встречались также в среде знати, особенно в Раннее Средневековье.
На скелетах меровингских воинов были обнаружены тяжелые кариесы -
следствие плохого питания; младенческая и детская смертность не щадила
даже королевские семьи. Людовик Святой потерял несколько детей, умерших
в детстве и юности. Но плохое здоровье и ранняя смерть были прежде
всего уделом бедных классов, которых феодальная эксплуатация заставляла
жить на крайнем пределе так, что один плохой урожай низвергал в пучину
голода, тем менее переносимого, чем более уязвимы были организмы.
Мы покажем ниже, в главе о чудесах, роль святых целителей. Набросаем
здесь лишь печальную картину самых серьезных средневековых болезней,
связь которых с недостаточным или некачественным питанием очевидна.
Самой распространенной и смертоносной из эпидемических болезней Средневековья
был, конечно же, туберкулез,
соответствующий, вероятно, тому «изнурению», «languor», о котором
упоминает множество текстов. Следующее место занимали кожные болезни
- прежде всего ужасная проказа, к которой мы еще вернемся. Но и абсцессы,
гангрены, чесотка, язвы, опухоли, шанкры, экзема (огонь св. Лаврентия),
рожистое воспаление (огонь св. Сильвиана)— все выставляется напоказ
в миниатюрах и благочестивых текстах.
Две жалостные фигуры постоянно присутствуют в средневековой иконографии:
Иов (особо почитаемый в Венеции, где имеется церковь Сан Джоббе, и
в Утрехте, где построили госпиталь св. Иова), покрытый язвами и выскребывающий
их ножом, и бедный Лазарь, сидящий у дверей дома злого богача со своей
собакой, которая лижет его струпья: образ, где поистине объединены
болезнь и нищета.Золотуха, часто туберкулезного происхождения, была
настолько характерна для средневековых болезней, что традиция наделяла
французских королей даром ее исцеления.
Не менее многочисленными
являлись болезни, вызванные авитаминозом,
а также уродства. В средневековой Европе было великое множество слепцов
с бельмами или дырами вместо глаз, которые позже будут блуждать на
страшной картине Брейгеля, калек, горбунов, больных базедовой болезнью,
хромых, паралитиков.
Другую впечатляющую категорию составляли нервные
болезни: эпилепсия (или болезнь св. Иоанна), танец
святого Ги; здесь же приходит на память св. Виллиброд, который был
в Эхтернахе в XIII в. патроном Springprozession, пляшущей процессии
на грани колдовства, фольклора и извращенной религиозности. Сгорячечной
болезнью мы глубже проникаем в мир расстройства психики и безумия.
Тихие и яростные безумства лунатиков, буйно помешанных, идиотов в
отношении к ним Средневековье колебалось между отвращением, которое
старались подавить посредством некоей обрядовой терапии (изгнание
бесов из одержимых), и сочувственной терпимостью, которая вырывалась
на свободу в мире придворных (шуты сеньоров и королей), игры и театра.
Праздник дураков подготовил разгул Ренессанса, где повсюду, от «Корабля
дураков» до комедий Шекспира, резвились безумцы, до тех пор пока в
век классицизма на них не обрушились репрессии и они не оказались
в больницах-тюрьмах, в том «великом заточении», которое было открыто
Мишелем Фуко в его «Истории безумия». А у самых истоков жизни — бесчисленные
детские болезни, которые пытались облегчить множество святых покровителей.
Это целый мир детских страданий и невзгод: острая зубная боль, которую
успокаивает св. Агапий; конвульсии, которые лечат св. Корнелий, св.
Жиль и многие другие; рахит, от которого помогают св. Обен, св. Фиакр,
св. Фирмин, св. Маку; колики, которые также лечит св. Агапий в компании
со св. Сиром и св. Германом Оссерским.
Стоит поразмыслить над этой физической хрупкостью, над этой психологической
почвой, пригодной для того,чтобы на ней внезапно расцветали коллективные
кризисы, произрастали телесные и душевные болезни, религиозные сумасбродства.
Средневековье было по преимуществу временем великих страхов и великих
покаяний— коллективных, публичных и физических.
С 1150 г. вереницы людей, несущих камни для постройки кафедральных
соборов, периодически останавливались для публичной исповеди и взаимного
бичевания. Новый кризис в 1260 г.: сначала в Италии, а затем в остальном
христианском мире неожиданно появились толпы флагеллантов. Наконец,
в 1348 г. великая эпидемия чумы. «Черная смерть», стимулировала галлюцинирующие
процессии, которые будут воссозданы современным кинематографом в фильме
Ингмара Бермана «Седьмая печать». Даже на уровне повседневной жизни
полуголодные, дурно питающиеся люди были предрасположены ко всем блужданиям
разума: снам, галлюцинациям, видениям. Им могли явиться дьявол, ангелы,
святые. Пречистая дева и сам Бог.
Источник: Жак ле Гофф, Цивилизация средневекового
Запада, Сретенск: МЦИФИ, 2000. – С. 223-226.